Издание лучших книг европейских и американских авторов,
посвященных менеджменту, бизнесу, экономике,
управлению людьми и межличностным коммуникациям
Подписаться на рассылку
НАЧИНАЙТЕ С КОНЦА
Поначалу книга Джо Оуэна «Как управлять людьми. Способы воздействия на окружающих» (издательство «Претекст») несколько раздражает своим стилем. Автор абсолютно уверен в том, что он утверждает, у него нет и тени сомнения, что может быть как-то иначе. Просто все так должно быть и так нужно делать - и баста! В этом случае рисунок на обложке - тульский пряник и плетка - вызывает иронию, вернее: вот напробуешься плетки, тогда, может, и пряника дадут укусить. Правда, цитата на той же обложке из нашего любимого сатирика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина звучит чуть расслабляюще, почти либерально: «Система очень проста: никогда ничего прямо не дозволять и ничего прямо не запрещать». Все это в комплексе - понимай, как хочешь.
А Джо Оуэн гнет свое: «Когда-то менеджмент был намного проще: руководители руководили, а работники работали. Менеджеры продавали свои мозги, а работники - руки». Теперь все изменилось: работники стали расширять свои права, а менеджеры утрачивают свои привилегии, работники трудятся меньше, а менеджеры вкалывают допоздна. Менеджмент стал тяжелее и непонятнее. Хочешь стать менеджером - развивай свои способности».
Надо помнить: у современного менеджера сильная фрагментация времени. Он одновременно работает над несколькими задачами, управляет разными группами людей и даже конкурирующими проектами. На него обрушивается постоянный поток новой информации, требующей немедленной реакции, быстрых решений, привыкания к внезапно изменившимся условиям. И вдобавок ко всему - вечный недостаток времени на то, чтобы поработать одному. Это все равно что пытаться жонглировать мячиками и одновременно бежать стометровку. Увлекательная перспектива?
Если она вас устраивает, читайте Джо Оуэна. Он научит. Не удивляйтесь, если будет говорить совсем иное, чем многие гуру менеджмента. Они, как правило, твердят: все надо начинать с начала. По мнению автора книги, это вздор! Успешные менеджеры начинают с конца. Мнение Оуэна: «Работать в обратном направлении, исходя из желаемого результата, вместо того чтобы тащиться вперед, начиная с сегодняшнего дня, - один из основных принципов мышления и работы успешных менеджеров. Сосредоточенность на результатах крайне необходима, потому что помогает достичь следующего: создает ясность и позволяет сосредоточиться на том, что важно; побуждает действовать, а не анализировать; помогает найти путь большого развития вместо переживаний о прошлом; упрощает приоритеты; помогает выявить возможные препятствия и избегать их».
У Джо Оуэна все расписано по полочкам. И главки простые и понятные: «Каких результатов я хочу добиться?», «Каких результатов ожидает другой человек?», «Непредвиденные последствия стремления к результатам», «Как мыслить стратегически», «Польза и бесполезность бюджета», «Добиться сотрудничества: как попросить миллиарды долларов», «Тайм-менеджмент и коробка из-под печенья».
Признаюсь, читать книгу не скучно. Его книга прекрасно структурирована, в ней легко можно найти ответ на любой вопрос о лидерстве, иногда парадоксальный, не вписывающийся в привычные схемы, но заставляющий задуматься и испытать его на практике.
19-07-2012
ЗА ГРАНЬЮ ПРИВЫЧНОГО
Живем в долг, надеемся на удачу. Стараемся быть во что бы то ни стало счастливыми сейчас, сию минуту, не задумываясь о цене и последствиях. И глобальный кризис, задевший все страны, компании и миллионы людей, - тому лишнее подтверждение. Но это лишь цветочки, а что впереди? Не за горами «нефтяной пик», когда на планете останется лишь половина нефтяных запасов. Стремительно разрушается экосистема, которая обеспечивает нас воздухом, водой, пищей и кровом. А население планеты ежегодно увеличивается на 80 миллионов человек, что требует огромных ресурсов. Подсчитано, что к 2050 году человечеству понадобится в 2 раза больше ресурсов, чем может предоставить планета. С каждым годом все глубже становится пропасть между богатыми и бедными странами, за последние 100 лет она увеличилась в 10 раз. На собственные прихоти люди тратят куда больше, чем на нечто полезное. Например, на все среднее образование в мире расходуется 6 миллиардов долларов, в то время как только в Европе на потребление табака тратят 60 миллиардов долларов. И этой печальной статистике нет конца.
Человечество уверенно и все с большей скоростью движется в тупик. Такой вывод можно сделать после прочтения книги Марио Райха и Саймона Долана «Глобальный кризис» (издательство «Претекст»). Но это не очередная «страшилка» на потребу скучающему обывателю. Авторы всерьез обеспокоены глобальными проблемами, стоящими перед человечеством, которые способны привести к полному уничтожению нашей цивилизации в недалеком будущем. Все, о чем они пишут - климатические изменения, разрушение экологических систем, природные аномалии, неконтролируемый стремительный рост населения планеты, бесконечные вооруженные конфликты, борьба за ресурсы, - конечно, не новость. Но ученые-экономисты не только представили всесторонний и глубокий анализ ключевых проблем, угрожающих самому существованию человечества на Земле, но и попытались привести возможные варианты их решения благодаря использованию уникальной инновационной методики. Понятно, что они не предлагают некую панацею от всех бед, возможно, их варианты кому-то покажутся своего рода утопией, но в их рассуждениях много интересного и разумного, хотя на первый взгляд способы решения проблем и представляются маловозможными.
М. Райх и С. Долан полагают, что капитализм с его «экономизмом», с его необузданным стремлением к получению наибольших материальных благ и навязанной миру в качестве ведущей идеологии обогащения, давно исчерпал себя и ведет человечество в пропасть. Они предлагают разработать новую мировую идеологию и перейти к «этическому бизнес-менеджменту, основанному на глубоком понимании как своих внутренних потребностей, так и условий окружающего мира, в котором ведется бизнес».
Незамедлительно требуется иное миропонимание, в котором главенствует не экономика, а баланс экономических, этических, эмоциональных и духовных ценностей. Человек должен от эгоистического личного счастья перейти к пониманию и осуществлению баланса ценностей, без которого невозможно существование нашей цивилизации. Для этого предстоит изменить сознание не только каждого отдельного человека, но и поведение всех рас, классов и государств. Задача представляется заранее обреченной на провал. И решить ее можно, когда все поймут неизбежность глобального кризиса. Пока это кажется невозможным. Именно поэтому ученые-экономисты и дали своей книге подзаголовок - «За гранью очевидного». С помощью «мудрых людей» - известных всему миру политиков, гуру менеджмента и руководителей - они попытались выйти за грань сегодняшнего дня и представить будущее, чтобы набросать проекты спасения человечества. Они пишут: «Если мы не намерены отказаться от своего замечательного мира, чтобы и дальше наслаждаться нашей прекрасной голубой планетой, сохраняя ее для будущих поколений, если мы не хотим разрушить ее ради краткосрочной выгоды и обменять цветущий ландшафт на абстрактные банковские счета, то нужно преодолеть повсеместный эгоизм людей, которые заботятся только о себе и готовы пожертвовать всем остальным в угоду собственным интересам. Будущее нашей планеты - в наших руках, мы можем изменить судьбу нашего вида. Настало время строить новое общество! Прямо сейчас». И шагом к этому стала книга «Глобальный кризис».
19-07-2012
ОБРЕТИ ХАРИЗМУ
Не верьте скептикам. Себя изменить можно. Если, конечно, захотеть. Необязательно харизматическим лидером, вождем масс, всеобщим любимцем, но уж человеком, умеющим обратить на себя внимание, стать можно. Так считает Эндрю Лэй, написавший книгу «Харизма» (издательство «Претекст»). А ему есть основание доверять, поскольку он не простой популяризатор идей, а автор семинаров по личностному росту и бизнес-обозреватель британского еженедельника The Observer.
Распространенное заблуждение, что харизмой, а иначе говоря, умением нацелить все свои способности на то, чтобы произвести сильное, неизгладимое впечатление на окружающих, оказывая на них эмоциональное и интеллектуальное влияние, обладают немногие. Мол, это нечто мистическое, почти ирреальное качество, дарованное человеку свыше, и рядовому человеку нет смысла замахиваться на собственную природу, чтобы изменить ее. Оно, конечно, проще ничего не делать и сетовать на родителей и предков, не наделивших волшебным даром, но ведь есть уйма примеров, наглядно демонстрирующих обретение новых свойств человеком, если он сам, естественно, хочет измениться. Правда, автор предупреждает: харизма обременительна и ко многому обязывает. Груз этот не всем по плечу. Как порой мы любим все свои беды сваливать на лидеров – формальных и неформальных, как склонны прислониться к сильному плечу, быть ведомыми, а не ведущими, выбирать ношу полегче, в первую очередь создавать комфорт для себя любимого.
Так можно ли «накачать» харизму, овладеть искусством психологического магнетизма? Э. Лэй уверен, что можно. Составляющих харизмы множество, однако одно из важнейших – умение строить отношения с окружающими. Можно, конечно, поразить всех внешним видом, ведь известно, по одежке встречают, но не это главное у харизматических личностей, куда важнее психология общения, профессиональные и личные качества, позволяющие выстраивать гармонические отношения с окружающими. Формула успеха, выведенная автором, базируется на трех «китах»: цель – быть самим собой – взаимоотношения. Подкупает то, что Э. Лэй не дает универсальных рецептов, а предлагает систему личностного развития. Он уверен: достижение успеха – дело практики.
В книге много тестов, упражнений по развитию красноречия, уверенности в себе, честности (да, не удивляйтесь, она тоже важна, ибо фальшь, обман разъедают личность, довольно быстро выявляются окружающими) и других составляющих черт харизматического деятеля. Как опытный специалист-практик автор напоминает и об ошибках руководителя – высокомерие, уверенность в собственной непогрешимости, неуважение к чужому мнению. Вектор харизмы очень важен: во благо или во зло направлены усилия недюжинной личности.
Измени себя, и мир изменится, полагает автор.
Не сразу, не в один день. Надо потрудиться. Впрочем, даже если вы ничего не желаете изменить в себе, книга вам будет полезна, она расширяет границы вашего познания о человеке.
19-07-2011
ИДЕИ ИЗ ВОЗДУХА
Жизнь без рекламы уже трудно представить. Она подстерегает нас повсюду, привлекая, развлекая, отвлекая, раздражая. Но читать книгу о рекламе, не будучи специалистом, - это, пожалуй, уж слишком! Так думает скорее всего подавляющее большинство людей. Однако книга Алексея Иванова "Здравому смыслу вопреки" (издательство "Претекст") способна поколебать этот постулат, вполне оправдывая подзаголовок: парадоксальные решения в рекламе, бизнесе и жизни. Она - о креативе, то есть о нестандартном решении, которое требуется в жизни постоянно. И наши неудачи, отсутствие движения часто зависят именно от того, что мыслим мы стандартно, используя привычные ходы и решения.
Верно говорят: все гениальное - просто. И автор не раз подтверждает это. Можно ли, например, опередить конкурентов, сократив расходы на печать каталогов? Оказывается, можно. Что и доказала компания Sears, подметив простую вещь: каталоги лежат на столике у телефона, и если формат каталога чуть уменьшить, то он чаще всего будет лежать сверху, поэтому окажется более востребованным. Это пример из области рекламы, их в книге - эффективных и неэффективных - множество. Но мы все же рекламисты. Есть что-нибудь из обычной жизни?
Вот пример из истории. Во время Великой Отечественной войны сотрудники НКВД стремительно вычисляли шпионов, бегло взглянув на документы человека. Как? "Красноармейцев" выдавала мелочь - отсутствие рыжих пятен вокруг скрепок, сделанных не из быстро ржавеющего в походных условиях низкокачественного железа, а из высококачественной немецкой стали.
И еще один исторический эпизод. Большой популярностью на атлантическом побережье США пользовалась треска. Для рыбаков это был многомиллионный бизнес, но рынок ее сбыта ограничивался территорией прибрежных районов, хотя гурманов по всей стране - хоть отбавляй. Причина была в транспортировке, при замораживании треска теряла свои вкусовые качества. Пытались перевозить живую рыбу в огромных контейнерах по железной дороге. Но это было дорого, к тому же от неподвижности рыба теряла во вкусе. Однако решение нашлось оригинальное: в контейнеры запускали зубатку, менее известное ее название - морской волк. Стоило этих естественных врагов трески запустить в контейнер, так треска вынуждена была удирать от своего врага, постоянно двигаться и к пункту назначения приходила, сохранив все свои качества.
Что это как не творческий подход? Но что такое творчество? А. Иванов так отвечает: "Это преобразование известной вам информации... Это не получение информации и не ее трансляция, а установление новых связей, построение новых мостиков, прокладывание в сознании новых маршрутов. Другими словами, сотворение новой информации". Увидеть неизвестное в известном, необычное в обычном, невероятное в очевидном. Именно этот принцип, по мнению А. Иванова, стал секретом долголетия игры "Что? Где? Когда?". К тому же и сам процесс творчества происходит на глазах зрителей.
Почему же мы так редко пытаемся воплотить его в жизнь? И снова ответ можно поискать на страницах книги. И он достаточно банален, хотя с ним не все согласятся: боимся рисковать. Величайшую опасность для бизнеса, по мнению автора, да и не только для него, замечу я, представляют не конкуренты, не кризис, не бесконечные изменения в законодательстве. А "самый большой риск - это стремление не рисковать совсем". А. Иванов уверен: "Тот, кто избегает любых рисков, рискует больше всех".
Вот вам и книга о рекламе. А ведь все начиналось с парадоксов рекламного дела, потом разговор пошел о бизнесе, а в итоге оказалось - о нашей жизни, наполненной чудесами обыденности, если их, конечно, увидеть, разглядеть и воспользоваться.
19-01-2011