ИСКУССТВО ВОЗМОЖНОГО
Когда заходит разговор о лидерстве, я часто вспоминаю одну историю. Все проблемы, связанные с этим феноменом, она показывает, как кино.

...Однажды рота австрийских солдат заблудилась в Альпах. Началась метель и закрыла ориентиры - солнце и тропы. Продпаек в ранцах был на исходе, надо было идти вперед - но никто не знал куда. Тогда один из младших командиров сказал, что у него есть карта, и повел за собой товарищей. Через несколько часов отряд спустился в долину. И только здесь обнаружилось, что на карте были изображены не Альпы, а... Пиренеи.

Впечатляет, правда? Эту притчу описал в журнале Harvard Business Review Карл Вейк - крупнейший американский специалист по психологии организаций. Смысл ее однозначен: любое действие дает больше шансов на успех, чем бездействие, и лидер - это тот, кто находит мужество вести в неизвестность.

Романтическая фиryра такого героя меня восхищает. Я хотел бы походить на него, и, бывает, что-то подобное мне удается. В эти минуты я горд и счастлив. Но я знаю: каждый шаг, когда горизонт закрывает метель, требует великой решимости. Я могy собрать волю в кулак и шагнуть в непонятное будущее. Но каждый день жить в таком хаосе я не могy. Что же, мне никогда не стать настоящим лидером?

Книга «Практическое лидерство» - ответ на этот почти гамлетовский вопрос. «Не ругайте себя, когда вас оставляют силы. Вы всего лишь человек, - говорят ее авторы. - Для того чтобы стать руководителем, не обязательно быть супергероем».

Джордж Бинни, Герхард Вильке и Колин Уильямс, представляющие ведущие европейские бизнес-школы и консалтинговые компании, полагают, что готовой модели лидерства не существует. Управление, по их мнению, - это искусство возможного, которое руководитель демонстрирует, совмещая свои цели с интересами окружающих людей. А стремление, не считаясь с реальностью, переместить свою организацию в идеальное будущее опасно. Реформы не происходят по команде. Лидеры, которые слишком многого ждут за слишком короткий промежуток времени, перегорают. А подчиненные, уставшие от бесконечных прожектов начальства, начинают незаметно саботировать реализацию новых идей.

Авторы-европейцы полемизируют с американцем Джоном Коттером, сводящим лидерство к одержимости переменами. Да, реагировать на вызовы времени необходимо.

Но как? Схема действий по Коттеру - разработать свое видение будущего, собрать команду единомышленников и двигаться в выбранном направлении, несмотря ни на какие трудности. Для лидера такого типа нет ничего невозможного. Именно этот образ культивировался последние 20 лет массовой бизнес-культурой, персонифицируясь в фигyрах великих преобразователей: Джека Уэлча из General Electric, Перси Барневика из АВВ, Лу Герстнера из IВМ и других небожителей. Но от простых смертных руководителей, по мнению авторов книги «Практическое лидерство», требуется совсем другое.

Лидеры-герои, живущие идеальным будущим, находятся как бы за пределами компаний, которые возглавляют. Они сродни революционерам, мечтающим переделать мир. Лидеры, ориентирующиеся на реальность, работают внутри своих организаций и прекрасно понимают опасность революций. Свои главные усилия они направляют на установление хороших отношений с окружающими людьми. Они видят: одно и то же управленческое решение может быть как эффективным,так и неэффективным. И поэтому они много внимания уделяют контексту, в котором оно принимается. Это не обязательно яркие харизматики, но это всегда люди с глубокой внутренней сущностью. Они хорошо знают себя, знают особенности своих организаций. И на эти знания опираются в повседневной работе, включая сильные качества и нивелируя слабые.

Свои выводы Бинни, Вильке и Уильямс основывают на результатах масштабного исследования, проведенного в европейских компаниях. В течение четырех лет они постоянно фиксировали решения их владельцев и менеджеров. Исследователям было отлично видно, что работает, а что нет. И в результате они выработали рекомендации, позволяющие быть эффективным лидером каждому здравомыслящему руководителю.

Невозможно стать вторым Джеком Уэлчем. Куда плодотворнее оставаться самим собой.
19-01-2007
Журнал "Свой бизнес"